Фото - rfpl.org Для любой команды итог чемпионата - не только место в таблице, соотношение побед и поражений, разность забитых и пропущенных мячей. Спортивный результат сезона и, главное, качество игры, при котором он достигнут, дает тренерам богатую пищу для размышлений о направлениях зимней селекционной работы: за какие-то позиции они абсолютно спокойны, на каких-то хотят усилить конкуренцию, а на каких-то видят необходимость в предметном поиске исполнителей, значительно превосходящих по уровню уже имеющихся в клубе. Но прежде чем приобретать новичков, нужно определиться с теми, на чьи места их покупать.
"Спартак" в этом смысле - не исключение. Договариваясь с защитником Сухи, ведя переговоры по хавбекам Дринчичу и Шешукову, другим кандидатам, руководство красно-белых держит в уме фамилии футболистов, чей уход либо уже стал фактом, либо вероятен. К первой группе относятся защитник Дедура, полузащитник Ковальчук и форвард Низамутдинов, ко второй - еще один представитель обороны Фати, а также трио хавбеков в лице Баженова, Бояринцева и Рафаэла Кариоки. Причины расставания - реального или потенциального - с каждым из них свои, поэтому, за редким исключением, предлагаю рассматривать их в отдельности.
31-летний литовец Дедура пришел в "Спартак" из "Сконто" в середине 2004-го, перебравшись в Москву вместе с новым главным тренером Александром Старковым, который прекрасно знал футболиста по совместной работе в Риге. Защитник пробыл в команде намного дольше самого титулованного специалиста Латвии. Ни у кого из следующих тренеров - Федотова, Черчесова, Лаудрупа, Карпина, насколько известно, не возникало к Дедуре претензий по части профессионализма и отношения к делу, но его показатели - всего 57 официальных матчей за пять с половиной сезонов (в чемпионате-2006 он вообще лишь дважды появился на поле в Кубке России) - свидетельствуют: игрок не в полной мере соответствовал задачам, которые ставили красно-белые, и к тому же не отличался стабильностью. Да, порой он мог здорово помочь - как, например, выйдя на замену во втором тайме ответной игры 3-го отборочного раунда Лиги чемпионов с "Селтиком" в 2007-м, или в матче второго круга нынешнего первенства с "Тереком". А мог и откровенно провалиться, причем уже в следующей встрече: так было в Лужниках в поединке с "Рубином" спустя всего неделю после выезда в Грозный. Так что позиция клуба по Дедуре, которому не будет предложено подписать в декабре новое соглашение после окончания старого, выглядит логично.
Показатели 27-летнего Ковальчука, появившегося в "Спартаке" почти одновременно с литовцем, выглядят куда весомее: 116 игр. На протяжении пяти с лишним лет он считался твердым футболистом первой команды, регулярно включался в заявки на официальные встречи - то в числе первых одиннадцати, то в роли запасного. Но здесь важна одна оговорка: все это происходило тогда, когда хавбек не испытывал проблем со здоровьем. А оно не давало ему покоя довольно часто. И все-таки, думаю, главным мотивом решения тренерского штаба по молдаванину с российским паспортом стали не травмы, а игровые характеристики. Ковальчук уверенно смотрится в единоборствах, весьма работоспособен, умеет быть неприятно "навязчивым" для соперника, но точный акцентированный пас и, соответственно, способность грамотно регулировать темп и векторы игры к его козырям не отнесешь. А именно эти аспекты руководители красно-белых считают основополагающими для центральных полузащитников.
С 28-летним Низамутдиновым ситуация достаточно проста. "Спартак" ничего не терял, оформляя его арендный договор до конца сезона: проявит себя форвард - получит шанс закрепиться в команде, не проявит - вернется в "Химки". В отсутствие старания нападающего не обвинишь: Низамутдинов на совесть работал и на тренировках, и в тех пяти случаях, когда выходил на поле в официальных встречах. Но чтобы твердо стать игроком "Спартака", этого оказалось мало: разница в мастерстве между Веллитоном и россиянином, рассматривавшимся как дублер бразильца, оказалась слишком велика.
Теперь о группе футболистов, каждый из которых может при определенных обстоятельствах и покинуть команду, и остаться. Каждое решение зависит от нескольких факторов: наличия предложений, их размеров, успехов в селекции и т.д.
Итак, Рафаэл Кариока. Футбольные качества 20-летнего опорника сомнению не подвергаются: и в отборе он неплох, и тактически подкован, и с техникой, и с передачами на "ты", а кроме того, способен не только ассистировать партнерам, но сам удачно завершать атаки. Проблемы южноамериканца в другой плоскости - психологической. Переезд в далекую страну с не похожим на Бразилию укладом жизни, оторванность от родных и друзей, языковой барьер в общении с большинством одноклубников - все это легло на Кариоку тяжелым грузом. Опытный профессионал обычно знает, как сделать так, чтобы подобные обстоятельства не отражались на игре и тренировочном процессе, но спартаковский полузащитник, разменявший третий десяток только в июне, верный рецепт не нашел. И в общем-то не был так уж настойчив в поисках. В итоге качество действий бразильца оказалось в прямой зависимости от его настроения, развиваясь по крутой синусоиде: пик мог резко смениться низшей точкой без задержки хотя бы на добротном среднем уровне. К тому же Кариока еще в июне нанес серьезный удар по репутации: памятен его отъезд на родину без разрешения руководства накануне встречи с "Химками". Такое положение дел вряд ли устраивает штаб красно-белых, так что вероятность трансфера бразильца можно, не слишком рискуя ошибиться, назвать высокой.
Иначе обстоят дела с 26-летним Фати. Гражданин Германии в отличие от бразильца адаптировался хорошо: например, уже вполне прилично выучил русский. Нет к нему вопросов ни по уровню мастерства, ни по самоотдаче. Фати, по сути, становится заложником лимита на иностранцев. Учитывая, что центральную ось команды в основном составляют легионеры - Йиранек или Сухи, Штранцль, Ибсон, Алекс, Веллитон, фланги должны закрывать россияне. Значит, появление Фати на краю обороны возможно лишь в исключительных случаях при достаточно серьезной реорганизации на других участках поля. В центре же он выглядит не так уверенно. В данной ситуации спартаковское руководство вряд ли станет препятствовать его переходу при наличии достойного - как с точки зрения клуба, так и самого Фати - предложения.
После перехода в "Зенит" Быстрова возможность громко заявить о себе получили два других хавбека: 31-летний Бояринцев и 24-летний Баженов, способные выйти и на правую, и на левую бровку. Оба в сезоне-2009 получили достаточно игрового времени (20 и 23 официальных встречи соответственно, причем Бояринцев осенью пропустил два месяца из-за травмы), оба в какие-то моменты выглядели достойно и лепту в выигрыш серебряных медалей внесли. Но способность постоянно держать планку высоко полузащитники не продемонстрировали, да и с такими важными для "краев" элементами, как точные подачи и прострелы, в ладах были далеко не всегда. А ведь они в том возрасте, когда существенно расширить тактико-технический диапазон (Баженов) или восстановить былые навыки (Бояринцев) очень непросто. К тому же дуэту отнюдь не гарантированы места в стартовом составе на следующий год, что, вполне вероятно, не устраивает уже их самих.
Есть еще одна категория спартаковцев: люди, чье будущее в команде пока не очевидно. Речь об отданных в аренду. Если вынести за скобки 20-летнего нападающего Прудникова, чей контракт со "Спартой" действует до 30 июня 2010 года, то остаются два защитника - 21-летний Иванов ("Томь") и 22-летний Шишкин ("Крылья Советов"), два полузащитника - 24-летний Павленко ("Ростов") и 20-летний Советкин ("Анжи"), два форварда - 21-летний Дзюба ("Томь") и 20-летний Малоян ("Анжи"), а также 25-летний вратарь Хомич ("Спартак" Нч). Все перечисленные обязаны прибыть в расположение красно-белых к 13 января, когда команда выйдет из отпуска, но далеко не факт, что хотя бы один из них начнет сезон в составе "Спартака". Во-первых, на этих игроков есть спрос, а во-вторых (и это, пожалуй, главное), сумеют ли они доказать тренерам право на возвращение?
Вячеслав КОРОТКИН. «Спорт-Экспресс», 12.12.2009
|